16:37 Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи | |
Каждый отдельный случай самовольного ухода ребенка из дома индивидуален и зависит от множества причин: стиля воспитания, физического и психического здоровье ребенка. Однако основную причину самовольного ухода ребенка на улицу нужно искать в семье. Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе, привлекают к себе внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им». Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома: · крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»; · агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания); · безразличие взрослых к проблемам подростка; · развод родителей; · появление в доме отчима или мачехи; · чрезмерная опека, вызывающая раздражение Рассмотрим основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей: 1. Отвергающая позиция: родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение. 2. Позиция уклонения: эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность. 3. Позиция доминирования по отношению к детям: для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания. 4. Отвергающе-принуждающая позиция: родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер. Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов: 1) Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе; 2) Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться. 3) Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали. Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет. 4) Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями. Задумайтесь, что же Вы сделали не так? 5) Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает. 6) Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом .учитывая его желания. Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны. 7) Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами. 8) Никогда не бейте своего ребенка. Вместо физического наказания используйте слова. Профилактика самовольных уходов 1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня. 2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22.00. 3. Обращать внимание на окружение ребенка, контактировать с его друзьями, знакомыми, знать их адреса и телефоны. 4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних. 5. Провести с несовершеннолетними беседы: - безопасность на дорогах; - безопасность в лесу, на воде, болотистой местности; - безопасность при террористических актах; - общение с незнакомыми людьми и т.д. 6. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения: · обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок; · сообщить в администрацию образовательного учреждения; · обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы МВД. 7. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 6 сделать письменное заявление в органы МВД, при этом иметь документ удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото н/л (в электронном варианте), иметь при себе номера телефонов с кем общается н/л. 8. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить администрации образовательного учреждения и в органы МВД о его возвращении.
Составители: социальный педагог – Мельниченко З.М., психолог – Вершинина Е.В. | |
|
Всего комментариев: 0 | |